19.04.2024

Трагедия, которую… ждали

Материалы по теме

Эксперт: не мог только один из пассажиров рухнувшего «Боинга» надеть кислородную маску

Названы главные причины трагедии в Шереметьево

МИД России удивлен публикацией в журнале «Шпигель» про разбившийся малазийский «Боинг»

Катастрофа SSJ-100 компании «Аэрофлот» в Шереметьеве, в которой погиб 41 человек, для авиаспециалистов неожиданностью не стала.

Уже много лет они говорят, что этот самолет недоработан, а допуск его к полетам можно сравнить с профессиональным преступлением.

Уже на второй год эксплуатации самолета, в 2012 году, 40% отказов техники в «Аэрофлоте» пришлись на Superjet, которых тогда у компании было 10 штук. Это всего 8% от авиапарка.

В 2013 году стало известно, что на испытаниях в Исландии машина чуть не погибла из-за невыпущенной стойки шасси.

ПЛОХИЕ НОВОСТИ О SSJ-100

Они в последние годы поступают с завидной периодичностью. Только в прошлом году случился настоящий бум авиапроисшествий с суховским детищем.

В июне самолет, следовавший из Иркутска в Санкт-Петербург, совершил аварийную посадку в аэропорту Барнаула — ложное срабатывание пожарной сигнализации. В июле испытательный самолет приземлился в Раменском без стойки шасси. Аэрофлотовский SSJ-100 в октябре 2018 года вернулся в аэропорт — сработал датчик невыпуска стойки шасси. Март 2019-го: Superjet все того же «Аэрофлота» совершил экстренную посадку из-за треснувшего лобового стекла. Апрель 2019-го: вылет из Москвы в Воронеж отложен на 11 часов из-за поломки лайнера.

«Этот самолет отверточной сборки, на 60 процентов состоит из импортных деталей. Запчастями его не обеспечивают, обслуживания не проводят. Во всем мире так устроено, что детали нужно менять исправно, как только они отработают свой ресурс, так как это связано с жизнями людей. Поэтому самолет за рубежом никому не нужен, от него нужно избавиться и российским авиакомпаниям, забыть как страшный сон», — заявил заслуженный пилот России, член Комиссии при Президенте РФ по вопросам развития авиации Юрий Сытник.

Для того чтобы хоть как-то пристроить свое детище, государство предложило главному перевозчику страны такие условия, от которых он не смог отказаться. «Аэрофлот» получил скидку почти в 50% к каталожной цене самолета, в то время как обычно она не превышает 25%. К тому же за простой машины из-за поломок компания получает гарантированную компенсацию в 12 тыс. долларов в сутки, поэтому держать технику на земле было даже выгоднее, чем поднимать ее в воздух.

Но самым страшным стало то, что из-за SSJ-100, так и оставшегося сырым самолетом, прекратились работы над простыми и надежными отечественными машинами, которые давно уже могли бы заменить старый авиапарк.

«ТУШКА» С НЕПРОСТОЙ СУДЬБОЙ

Главным пострадавшим от агрессивного лоббирования суховского самолета называют лайнер Ту-334. Его первый полет состоялся, когда SSJ еще не было даже в мечтах его разработчиков, в 1999 году.

«Тушка» почти целиком состоит из отечественных компонентов, соответствует международным стандартам и по всем характеристикам превосходит Superjet.

Ее куда легче производить и обслуживать. К тому же в производстве нового авиалайнера должны были участвовать свыше сотни российских предприятий из 27 регионов страны, а это очень важно для развития авиа­прома.

Словом, этому самолету была уготована блестящая судьба лайнера, который легко вывезет на своих крыльях все сложности современной отечественной авиации. Федеральная служба охраны заказала несколько Ту-334 в специальном исполнении. Через два года российские авиакомпании подали заявки на приобретение 114 авиалайнеров Ту-334, что было вдвое больше, чем поступило заявок на Superjet. А в 2008 году туполевцы подписали протоколы о намерениях с 33 российскими и зарубежными авиакомпаниями о закупке свыше 300 таких самолетов.

К этому времени уже вышло постановление правительства о запуске серийного производства этого самолета в Казани. Но к выпуску «тушки» здесь так и не приступили. Зато в Superjet правительство принялось вливать астрономические суммы.

«Крайние оценки затрат на разработку Superjet говорят о том, что на программу уже потрачено 3,5 млрд долларов, что более чем в четыре раза выше первоначально запланированной суммы», — писал международный эксперт Рубен Джонсон в статье «Ограбление российского авиапрома», вышедшей в 2010 году. Для сравнения: на разработку и испытания Ту-334 затратили менее 100 млн долларов бюджетных средств.

«Если бы он летал, то никаких Superjet и прочих пародий и рядом бы не стояло», — говорил тогда председатель совета директоров «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев.

Почему не было выполнено постановление правительства о серийном производстве Ту-334? Кто способствовал тому, что в разработку с нуля аналогичного по классу SSJ-100 были вложены баснословные деньги, которые в итоге ушли в никуда?

Сегодня многие эксперты называют и имена, и фамилии. По их мнению, распил бюджета, бешеные откаты — это то, что стало причиной продвижения явно неудачного самолета и гибели вполне жизнеспособной туполевской разработки.

ПОЧЕМУ ТАК МНОГО ЖЕРТВ?

Выжившие пассажиры в катастрофе в Шереметьеве говорят о том, что самолет был явно неприспособлен к экстренной эвакуации. «Кресла не откидывались, к тому же аварийный выход находился в самом конце салона, там, где бизнес-класс», — рассказывает одна из пассажирок.

Это значит, что людям в панике приходилось пробиваться через весь салон, поэтому давка была неизбежна. Выходы, расположенные посередине, предусмотрены не были. Неудачная планировка салона сыграла роковую роль. Два выхода вместо обычных трех — это безобразие.

Считается, что эвакуации людей, находившихся в хвостовой части лайнера, мешали сидящие впереди пассажиры, которые фактически заблокировали проход, спасая свою ручную кладь.

Между тем блогеры, освещающие эту тему, указывают на преувеличенное внимание к теме чемоданов и заявляют, что таким образом кто-то желает увести общественное мнение от куда более важного разговора. «Им лучше раздуть историю про сумки, чем обсуждать неудачную компоновку салона», — считает авиаобозреватель Иван Черных.

Второй обсуждаемой темой стала работа спасателей. На опубликованном видео можно заметить, что пожарные расчеты не встречали загоревшийся Superjet на взлетно-посадочной полосе, а приехали позже. «Причиной стала заминка с передачей информации», — сказал журналистам спасатель первого класса Андрей Туманов. Аварийно садящемуся самолету не подготовили пенную полосу. А экономия на спасательных машинах усугубила трагедию, показав верх халатности.

Источник: mirnov.ru

Рубрики

Свежие записи