18.04.2024

Остановочку сделаем!

Добрый день! Я большой фанат автогонок, американских гонок, а в особенности NASCAR.

Сегодня я расскажу о такой важной, необходимой и захватывающей части высшей лиги NASCAR, как пит-стоп!

Итак, “DRIVERS START YOUR ENGINES!”

Pace car (так в Америке называется автомобиль безопасности) погасил огни и сворачивает на пит-лейн, отмашка зеленым флагом, понеслась!

Высшая лига Национальной Ассоциации гонок серийных автомобилей (National Association of Stock Car Auto Racing) называется Monster Energy Cup NASCAR Series либо просто кубок. Сейчас в Наскаре едет 38 машин и соответственно пилотов, за исключением драфтовых гонок, там 40. Ранее ехали 43 гонщика. В гоночной команде до 4 машин, каждая машина имеет свой номер и свою «подкоманду», назовем ее командой машины. Каждый пилот (номер, машина) сам за себя, у каждого свои спонсоры, раскраска и состав команды. Команда машины состоит из пилота, крю-чифа (crew chief), кар-чифа (car chief), споттера (spotter) и иных участников команды, в том числе работающих на пит-лейне. Третий и четвертый участники, я думаю понятно, а вот споттер, тот человек, который находится в самой высокой точке трассы, следит за событиями на трассе, корректирует гонщика и подсказывает ему.

Команда Hendrick Motorsport и ее 4 машины

Пит-стоп в Наскаре, как необходимость — замена резины, дозаправка, ремонт, так и наиважнейшая особенность — установить нужные настройки автомобиля, чтобы «догнать трассу», стать быстрее на том или ином отрезке гонки. Гонщик может заехать в любое необходимое ему время. Пит-лейн закрывается за 2 круга до окончания стадии (stage) или самой гонки. Гонка в Наскаре состоит из трех стадий, допустим продолжительность гонки 400 кругов, тогда первые две стадии по 100 кругов, а последняя 200. Каждая стадия заканчивается желтым флагом, чем можно воспользоваться для проведения очередного пит-стопа.

Под желтым флагом на пит-лейн заезжают сначала пилоты из лидирующего круга, а затем круговые. Это делается для того, чтобы избежать завала, загромождения. Ведь, теоретически, весь пелотон одновременно может поехать на пит-стоп.

У каждой машины на пит-лейне есть отдельное место для проведения пит-стопа — stall (место стоянки автомобиля) — столл. Размер места в среднем по трассам составляет 7,5 м. х 3 м. Каждую машину обслуживает своя бригада.

Пит-лейн

Все места расположены в одну линию по порядку. На коротких трассах линий две – справа и слева от инфилда (infield – территория внутри овальной трассы), таким образом пит-лейн образует овал в овале.

Схема трассы Dover с пит-лейн

Места на пит-лейн распределяются на основании результатов каждой квалификации. Гонщик сам выбирает себе место. Чтобы гонщик нашел свое место, пидуманы таблички с указанием места на длинных металлических шестах, так называемые «леденцы» (lollipop).

Леденцы

Пит-лейн отделена от инфилда невысокой стеной, которая называется пит-уолл (pit-wal). Да-да, в Наскаре много названий, включающих слово пит. За стеной внутри трассы находятся боксы (гаражи), предназначенные для ремонта машины. У каждой команды столько боксов, сколько машин в команде. Перед гонкой, автомобили также выезжают из боксов. Сразу за столлами за стеной установлены так называемые киоски (pit-box), в которых располагается стратегическая бригада во главе с крю-чифом. Некий пункт управления, который оснащен мониторами с прямой трансляцией и радиосвязью. В киосках часто присутствуют владельцы команд и машин.

Pit-box
Здесь видны боксы синего цвета

Прежде чем приступить к описанию проведения пит-стопа, добавлю несколько слов о непосредственных руководителях команды машины. Что же, крю-чиф, эдакий командир экипажа, является руководителем пит-бригады и назначает тренера, который помогает координировать пит-стопы и обучает членов пит-бригады. Правила NASCAR определяют, что только пять человек могут пройти «через стену», чтобы обслуживать гоночный автомобиль во время пит-стопа. Ограничения инструмента для экипажа – два гайковерта, один домкрат (jack) и две канистры с топливом. Другие инструменты могут быть использованы при необходимости, но основные работы должны быть выполнены в гараже. Крю-чиф управляет всем пит-боксом и отвечает за стратегию.

Джимми Джонсон и его бывший крю-чиф Чад Кнаус. Вместе они завоевали 7 титулов.

Кар-чиф, дословно глава машины, выполняет большую часть планирования и ежедневных приготовлений в мастерской перед гоночными выходными. Не люблю выражение гоночный уикенд. Этот человек отвечает за действия пилота и машины в течение выходных, следит за тем, чтобы автомобиль соответствовал всем требованиям инспекции NASCAR, и следит за изменениями в автомобиле, запрошенными крю-чифом или инженером команды. Эта роль похожа на роль главного операционного директора (CEO) в целом.

Члены пит-бригады, в особенности те, которые физически непосредственно работают с машиной – заправляют, меняют шины и т.д., часто бывшие профессиональные спортсмены. Для этой работы необходима физическая сила и выносливость, в особенности для «заправщика», т.к. для полного бака необходимо влить две огромные канистры, а одна весит 42,6 кг! Последние, как правило, люди высокого роста и обладающие значительной силой. Тем не менее, некоторые члены бригады работают с командой над изготовлением, конструированием или доработкой гоночных автомобилей в течение недели, а на выходных тренируются для своей «пит-работы». Команды строят полноценные тренировочные центры для своих пит-бригад. Поскольку выиграв время на пит-стопе, выигрываешь позиции на трассе либо право рестартовать с первого ряда после желтого флага.

Вспоминается интересный факт о женщинах в Наскаре, а конкретно в пит-бригаде. В 2018 году две спортсменки после завершения карьеры участвовали в июльской Дайтоне в качестве сменщиц шин в коллективе «Rick Ware Racing». Брианна Дениэлс (Brehanna Daniels) — бывшая баскетболистка и Брианна О`Лири (Breanna O’Leary ), которая ранее профессионально занималась софтболом.

Брианна О`Лири

Обе девушки учавствовали в программе Drive for Diversity (стремление к разнообразию). На данный момент, это большая, комплексная система, позволяющая найти своё место в мире автогонок не только за рулём автомобиля, но и в других сферах для меньшинств и женщин. Для экипажа механиков, работающих с автомобилем во время гонки важна координация действий, слаженность и понимание друг друга без слов. Но самое главное, всё надо делать максимально быстро. Именно поэтому программа ищет будущих участников среди бывших спортсменов из-за их навыков и способностей. «Тренер – говорит Бреанна Дениэлс — проводил с нами по две тренировки в день на протяжении шести месяцев. Несмотря на мою баскетбольную карьеру, было нелегко приспособиться. На начальных этапах затруднения вызывал гайковерт, мало того, что он ударный, его вес был совсем не как у баскетбольного мяча (стандартизированный гайковерт весит 2,6 кг. — прим. автора) . Руки невероятно болели после каждого занятия. Иногда, после тренировок я погружала руки в лёд и так и держала их».Дениэлс также является первой чернокожей женщиной в Nascar!

Брианна Дениэлс

Продолжим по основной теме и перейдем к порядку выполнения пит-стопа.
Крю-чиф информирует гонщика по радиосвязи, что команда готова принять машину либо сам гонщик сообщает команде, что требуется остановка. Гонщик и крю-чиф обсуждают содержание работ — ремонт, дозаправка, дозаправка со сменой правых шин, дозаправка со сменой всех 4-х шин, только шины или иные настройки. Гонщик на текущем круге вместо того, чтобы продолжить гонку, съезжает на апрон (apron – фартук, плоская часть трассы, которая отделяет инфилд от поворота трассы) и далее сворачивает на заезд на пит-лейн.

После газона апрон, а за белой линией и трасса

Решение о заезде на пит-лейн необходимо принять до проезда специального конуса, на правой части въезда, чтобы объехать его слева. Заезд на пит-лейн заканчивается белой линией, которая указывает на начало действия ограничения скорости, обычно 35-55 м/ч (56-88 км/ч)в зависимости от протяженности трассы. Гонщик должен подвести машину к этой отметке с такой скоростью, чтобы не превысить ее ограничение. В Наскаре нет лимитатора и пилот должен поддерживать необходимые обороты двигателя, ориентируясь по тахометру, т. к. спидометра тоже нет! Ограничение по скорости действует до отметки на выезде с пит-лейн, скорость измеряется на нескольких контрольных точках. Измеряется именно средняя скорость.
Пилот может подъехать к своему столлу, не создавая помех другим участникам, через 3 других столла и выехать вперед также. Еще пилоту не запрещается заезжать задним ходом.

Бред Кезеловски заезжает на пит-стоп

Но это так, забавный случай, коих много в Nascar. Все операции над машиной запрещены до момента её полной остановки. Задача пилота — остановиться перед своими механиками максимально точно. Если он проскочит, можно вернуться задним ходом. Ну или, в крайнем случае, его оттолкают механики. Число механиков, которым разрешено работать над машиной, строго ограничено — 5. Другие члены команды также могут принимать участие в работах, но не пересекая пит-уолл. На столл выходят 5 механников. Двое с гайковертом, один из которых с колесом. Один механик с домкратом (Jackman) весом в 10 кг. И заправщик. Меняют сначала правые колеса. Механик справа подсовывает под машину домкрат и, налегая всем телом на рычаг, приподнимает правую сторону машины. Трое других производят замену правых колес, которые прикручены пятью гайками. Гайки теряются и разлетаются во время пит-стопа. В этих случаях у механиков с гайковертами на перчатках приклеены дополнительные гайки, всегда можно взять недостающую. Четыре механика производят замену правых колес, им помогает «домкратчик». При необходимости операцию повторяют и с левой стороны. Да, в Наскаре можно поменять только правые колеса — это специфика овальных трасс. В правых шинах даже давление устанавливается в три раза выше чем в левых! На правую сторону приходится большая нагрузка из-за бэнкинга. После смены колёс машину опускают на асфальт с домкрата. В процессе этого «заправщик» заливает в бак две канистры поочередно, вторую берет за стеной. Еще один механик, перевесившись через стену, может подать колесо. А при необходимости шестой механик может выйти на пит-лейн, сорвать специальную прозрачную наклейку с лобового стекла, чтобы улучшить видимость, либо передать воды пилоту.

Пит-стопы

Остановимся подробнее на шинах. Все шины Goodyear Eagle, которые используют команды, имеют диаметр 15 дюймов и являются сликами, т.к. Наскар в дождь не едет. Это очень опасно. Они весят 22,6 кг. вместе с разноцветными дисками. Конечно же в Наскаре используют дождевые шины, но только на трех дорожных трассах из 36 зачетных гонок, в случае необходимости.

Слики
Дождевые шины

Механики также могут выполнять и другие настройки автомобиля. Среди них регулировка давления в шинах, track bar, wedge и настройка аэродинамики. Track bar – это балка, которая установлена в задней части машины и удерживает ее от раскачивания во время поворотов. Левая часть Track Bar закреплена на задней балке оси, а правая – на каркасе автомобиля. Обе точки монтирования можно перемещать выше или ниже и это влияет на центр наклона задней оси. Наклон напрямую влияет на величину крена в повороте. Поднятие Track Bar с обеих сторон изменяет поведение автомобиля в сторону избыточной поворачиваемости. Опускание Track Bar с обеих сторон изменяет поведение автомобиля в сторону недостаточной поворачиваемости. Подъем правой части или опускание левой, изменит поведение машины в сторону избыточной поворачиваемости при разгоне и в сторону недостаточной поворачиваемости на торможении. Подъем левой части или опускание правой, изменит поведение машины в сторону недостаточной поворачиваемости при разгоне и в сторону избыточной поворачиваемости на торможении.

Настройка track bar в боксах, на пит-лейн это делается также

Wedge – это регулировка степени зажатия задних пружин, которая осуществляется через отверстия в заднем стекле автомобиля. Два стержня проходят от задних пружин в подвеске вверх через автомобиль. Механик использует удлиненный храповик, который проходит через одно из отверстий в заднем стекле и крепится к болту. Этот болт поднимает или опускает стойку, которая поддерживает пружину. Поворачивая храповик, можно увеличить или уменьшить сжатие. Увеличение добавляет машине поворачиваемости, а уменьшение снижает поворачиваемость.

Настройка wedge

На настоящей решетке радиатора (есть еще наклееная) машины NASCAR механики клеят специальные небольшие цветные наклейки. Цветные для того, чтобы легче заметить. У кого-то их меньше, у кого-то больше. С помощью наклеек регулируется степень лобового сопротивления. Большое количество наклеек увеличивает аэродинамику, воздух проходит сверху машины, но двигатель может перегреваться. Уменьшение числа наклеек уменьшает аэродинамику, воздух проходит сквозь машину, а двигатель больше охлаждается. Количество наклеек слева и справа влияет на поворачиваемость.

На решетках радиатора видно специальные наклейки

Казалось, такие простые действия, а отвечают за широкий диапазон настроек и отражаются на позиции на трассе. После необходимых действий на пит-стопе пилот возвращается на трассу. Ответственность за выпуск машины на трассу несёт только механик, меняющий передние колеса. Как только он убедился в том, что все работы над машиной завершены, никто не находится на пути движения машины и по пит-лейн не проезжает, он поднимает руку, выпуская гонщика с пит-стопа. После пересечения линии, которая отменяет ограничение скорости, пилот «встает на газ». Выезд с пит-лейна отделяется от трассы белой линией, пересекать которую выезжающий с пит-стопа гонщик не имеет права, чтобы не создавать аварийных ситуаций для более быстрых машин. Еще гонщику нужно в течении пары кругов прогреть резину, т. к. грелок, конечно же, нет! Чтобы быстро прогреть резину, гонщики допускают пробуксовку задних колес при отъезде с пит-лейна. Пит-стоп длится 12-15 секунд, не считая времени заезда и выезда.

В ходе гонки случаются столкновения со стеной, противниками, проколы и иные поломки, исключающие выбывание. В связи с чем может потребоваться ремонт автомобиля, который имеет свою специфику. Главное — любой ремонт должен быть закончен в течение 5 минут, иначе экипаж выбывает. В процессе ремонта применяются и кувалды и болгарки, чтобы отогнуть или отрезать деформированный элемент. Кузовные детали выполнены из листового металла, а капот из карбона с примесью хрома, поэтому они сминаются, а не крошатся. Нельзя использовать в ремонте новые листы металла, а только те, которые уже имеются на автомобиле. Всё крепится прочной армированной клейкой лентой, ей даже заклеивают крупные отверстия. В процессе ремонта, чтобы не потерять круг или несколько, гонщики периодически выезжают на трассу и снова возвращаются на пит-лейн. Все это в пределах 5 минут. Чтобы не вылететь, машина после ремонта должна обладать приемлемой скоростью, чтобы не влиять на динамику гонки.

Ремонт машины

И пару слов о нарушениях на пит-лейне. Среди них проезд конуса при въезде на пит-лейн справа или изменение его местоположения; превышение скорости; проезд по шлангу от гайковерта; заезд или выезд на столл более чем через 3 места; вывоз любого оборудования и инструмента с места пит-стопа; превышение численности механиков; ранний выход механиков на пит-лейн; «неконтролируемая шина» (шины должны находиться на расстоянии вытянутой руки. Вроде все. Основными наказаниями под зеленым флагом являются — проезд по пит-лейну, проезд и остановка. Были случаи, когда гонщик получал проезд, а во время отбытия наказания превышал скорость и так несколько раз. А под желтым флагом отправляют в конец самой длинной линии на рестарте, позади круговых, но в круге с лидером.

Наскар довольно консервативный автоспорт, но это только добавляет ему зрелищности, гонка захватывает на всем протяжении. А длиться гонка в среднем 3 часа!
В следующий раз я расскажу о флагах. А в комментариях я постараюсь ответить на все вопросы, связанные с NASCAR.

При подготовке использовались ресурсы wikipedia.org, nascarheat.com, nascar.com, auto.howstuffworks.com, asnuntuck.edu, funformula.one, mydriftfun.com, gp-smak.ru, resources.tireamerica.com, simracing.su, google.com, pinterest.com. Все фото из открытых источников.

Источник: drive2.ru

Рубрики

Свежие записи