17.04.2024

Гран-при Канады: надо ли было наказывать Феттеля?

После финиша Гран-при Канады главной темой обсуждения стал пятисекундный штраф, который получил Себастьян Феттель. Из-за этого штрафа он потерял свою победу в гонке, отдав ее следовавшему позади Льюису Хэмилтону. Шарлю Леклеру чуть-чуть не хватило, чтобы стать вторым. Но, кажется, и своим бронзовым подиумом он был более чем доволен…

Возможно, судьи были формально правы, выписав Феттелю пять секунд, но благодаря этому решению Гран-при Канады-2019 войдет в историю как гонка, в которой у Ferrari отобрали победу в пользу Mercedes. Нужно ли было наказывать немца и какое решение было бы максимально подходящим для ситуации? Давайте попробуем разобраться — но не с Феттелем и Хэмилтоном, а для начала с пилотами А и В.

Итак, два пилота ноунейм сражаются за позицию. Пилот В постоянно висит на хвосте у пилота А, более того, находится на дистанции атаки и вынуждает на ошибку. Пилот А нервничает и на 48-м круге серьезно ошибается в третьем повороте, вследствие чего вылетает с трассы, проходит по срезке по траве и опасно возвращается на трассу в четвертом повороте, едва не вынеся в стенку пилота В, который едет по своей, более длинной, но более быстрой траектории. Пилот В вынужден притормозить и уступить, чтобы не допустить столкновения.

При этом следует учитывать, что на сликах на траве машина становится почти неуправляемой, что скорости очень высокие, и что когда отлавливаешь потерявшую контроль машину, то меньше всего смотришь в зеркала, в которые и так мало что видно.

Вот что сказал Себастьян Феттель на пресс-конференции после гонки: «Очевидно, что я потерял заднюю часть машины и бороздил трек, не понимая, где, как и в каком стиле я сумею вернуться обратно. По-моему, совершенно понятно, что я был на пределе. Я ехал через траву, где держак далеко не лучший, и единственное, что меня заботило в тот момент — это удержать машину. Я не считаю, что я допустил ошибку, и не думаю, что смог бы сделать в этой ситуации что-то иначе. Так что я не понимаю, в чем проблема…».

С другой стороны, не будем лукавить, утверждая, что Себастьян Феттель не знал или не понимал, что происходит. Во-первых, с его опытом такие ситуации и их результат довольно очевидны. Во-вторых, подобные истории с «вырезанием» соперника не новы. В-третьих, Феттель ехал на результат и меньше всего думал о безопасности Хэмилтона — об этом свидетельствует и его радиообмен после инцидента:

«Это его вина, если он решил ехать таким образом. Если бы он ушел внутрь, он бы меня обошел!».

А теперь представьте, что А — это Макс Ферстаппен, а В — это Кими Райкконен на Гран-при Японии прошлого года, где Ферстаппен получил аналогичный штраф. Или, как мне правильно подсказали, еще один пример — Гран-при F3 Макао 1990 с противостоянием Шумахера и Хаккинена. Вполне допустимое развитие событий. А вот Гран-при Монако-2016 и инцидент между Хэмилтоном и Риккардо, который многие приводят в качестве обратного примера, к данной ситуации не подходит. Там не было опасного возвращения, там была последующая опасная защита позиции.

С другой стороны, судьи, которые назначали, хорошо знакомы с реалиями Формулы 1 и понимают, о чем идет речь, так что вряд ли их можно упрекнуть в некомпетентности. Равно как и в продажности. И, вероятно, они обладают явно большей информацией, чем зрители, и принимали решение, понимая, как непопулярно оно будет. Так что, скорее всего, оно имеет веские основания.

Вот как выглядит это решение:

Номер/пилот: 5 — Себастьян Феттель
Команда: Скудерия Феррари
Время: 15:13
Сессия: Гонка
Факт: Машина 5 покинула трек, небезопасно вернулась и вынудила другую машину покинуть трек
Основание: Статья 38.1 спортивного регламента FIA Formula One
Решение: Штраф пять секунд (два штрафных балла к лицензии, всего семь баллов на 12-месячный период)
Причина: Стюарды пересмотрели видеосвидетельство происшедшего и обнаружили, что машина 5 покинула трек в третьем повороте, вернулась на трек в четвертом повороте небезопасным способом и таким образом вынудила машину 44 покинуть трек. Машина 44 была вынуждена изменить траекторию, чтобы избежать столкновения».

Другой вопрос, нужно ли было это решение применять…

Против этого говорит многое. Во-первых, далеко не всегда судьи так строги к своим подопечным. И для них имеет значение, кого они наказывают: достаточно вспомнить ситуацию на Гран-при Великобритании прошлого года, когда Хэмилтон не был оштрафован за двойное пересечение белой линии на въезде на питлейн, отделавшись предупреждением. Почему бы здесь не поступить так же? Вроде бы и наказали, но победу оставили. Во-вторых, судьям иногда лучше не вмешиваться в подобные ситуации, считая их гоночными инцидентами, чтобы не убить окончательно дух гонок. Ну и, в-третьих, после первой поул-позиции Себастьяна Феттеля, начиная с Гран-при Германии прошлого года и его фактически первого лидирования в гонке в этом сезоне, было бы правильно дать ему выиграть, чтобы хоть как-то поднять дух Ferrari и самого Себа и прервать доминирование Серебряных стрел — тем более в столь спорной ситуации. Никто бы не пострадал, все были бы довольны, не было бы мрачных лиц на подиуме, свиста разозленных болельщиков и тоскливых результатов в таблице. Первая в сезоне победа Ferrari вряд ли изменила бы положение дел (хотя кто знает, как в дальнейшем сложится сезон для обеих команд), но существенно украсила бы июнь, к тому же и для Феттеля это был бы хороший стимул для продолжения борьбы. Хотя тот факт, насколько зол он был на финише, говорит о том, что его дела не слишком и плохи, и мы вполне можем ждать возвращения четырехкратного. Злость, перефразируем, города берет!

С другой стороны, болельщики Хэмилтона надеялись, что он все же сумеет совершить обгон на последних кругах, имея некое преимущество по скорости и возможность использования крыла, чтобы приехать победителем не благодаря судьям, а благодаря самому себе. И у него реально был такой шанс, т. к. Себастьян был выбит из колеи этим штрафом и на сердитых разговорах терял много концентрации и времени.

Сам же Хэмилтон вот что рассказал про ситуацию в целом: «В этот уикенд Ferrari были наконец-то очень сильны. И очень быстры на прямых. У них был совсем новый режим мощности, которого не было у нас. Так что неожиданно для меня они включили этот режим, и Сэб просто уезжал от меня на прямых, даже если я использовал DRS».

Явно, что Хэмилтон и так ехал на пределе, тем более что после возгорания мотора у Стролла накануне никто этого предела реально не знал, а губить новый двигатель, который только поставили, не хотелось. Более того, уже после гонки выяснилось, что на старте у Льюиса были проблемы с силовой установкой, так что он вообще мог не стартовать. Но, конечно, такой гипотетический обгон мог решить всю ситуацию, и мы вряд ли когда-то узнаем достоверно — решили ли в Mercedes поберечь двигатель и стопроцентно финишировать или Хэмилтон и в самом деле ничего не мог противопоставить Феттелю.

Интересно, что Шарлю Леклеру задали вопрос, получал ли он команду с мостика не форсировать события, чтобы Феттель хотя бы остался вторым. Шарль ответил, что он был не в курсе даже штрафа Феттеля, поэтому просто ехал свою гонку.

На Церемонии награждения Хэмилтон пригласил Феттеля присоединиться к нему на первой ступеньке подиума, а затем в интервью сказал, что и сам, скорее всего, поступил бы как Феттель.

На данный момент история еще не завершена: в Ferrari намерены подать апелляцию, и у них есть на это 96 часов. Но важный момент: апелляция будет подана на действия стюардов и сам инцидент, а не на результат гонки, т.к. гоночный регламент не подразумевает возможность оспаривать наказания с прибавкой времени, накладываемые в процессе гонки.

Тем не менее, понятно одно: в гонках должна быть борьба, острые ситуации, атаки на грани, существенный процент безбашенности и страсти, которых уже давно нет.

Даже Макс Ферстаппен, которого мы все постоянно критиковали за его манеру вождения, дарил нам намного больше эмоций, чем вот такие гонки. Кстати, о Максе Ферстаппене. И он, и многие другие события остались несколько в тени самого обсуждаемого события ГП Канады. А ведь интересного в этой гонке было предостаточно.

Про другие события

Начнем с того, что именно на ГП Канады многие команды привозят обновления для своих машин, которые могут повлиять на расстановку сил. В этом году ситуация получилась немного смазанной, потому что часть команд не стала ждать Монреаля и запустила новинки намного раньше. Например, те же Ferrari привезли новые двигатели еще в Испанию. В Испании же попробовали часть обновлений и в Racing Point, и в Williams — но в этих командах главные доработки ждут к этапам Венгрии-Германии и говорят, что рассчитывают значительно прибавить. Новинки привезли в McLaren (обновления плоского днища), в Red Bull (по подвеске), существенные обновления привезли в Renault: механические и аэродинамические, заявив, что будут искать баланс между воздушным сопротивлением и аэродинамической эффективностью. Но самые серьезные обновления Renault готовятся представить на домашнем Гран-при во Франции.

Что касается Mercedes, то вот они как раз новые двигатели привезли именно в Канаду с прибавкой по мощности по средним оценкам в 5 л.с., ибо именно Автодром Жиля Вильнева — одна из самых моторных трасс сезона. Кроме того, они полностью обновили картографию двигателя, поэтому взрыв мотора у Лэнса Стролла в третьей практике стал очень неприятным моментом как для самой команды Mercedes, так и для всех ее клиентов. Однако в течение квалификации и самой гонки таких неприятных ситуаций больше ни у кого не было, так что можно предположить, что это была какая-то внутренняя проблема на машине именно Стролла.

Что касается самой трассы в Монреале, то она требовательна не только к моторам, но и к тормозам, раньше сюда привозили даже специальные, более широкие тормозные диски, но современной спецификации дисков уже хватает и для частых и жестких торможений.

Кроме того, несмотря на невысокую абразивность асфальта заранее предполагалось, что трек будет активно «есть» резину: на гонку ожидалась жаркая погода, и действительно — температура воздуха поднялась до +30 С, а температура асфальта до +50 С. Впрочем, в квалификации погода была более благосклонна.

Pirelli привезли сюда самые мягкие составы: С3, С4 и С5. Но по опыту свободных заездов было понятно, что самый мягкий состав продержится всего несколько кругов, поэтому основную ставку команды делали на составы медиум и хард и даже разводили своих пилотов по стратегии в квалификации, чтобы понять, какая стратегия будет более выигрышной. И именно на этом и «погорели» Red Bull.

Во второй сегмент квалификации они выпустили Ферстаппена на составе медиум, а Гасли на софте. Видимо, механики и инженеры не смогли найти нужные настройки под медиум, потому что Макс сумел показать лишь 11-е время, тогда как Пьер Гасли смог стать четвертым. Ошибка была очевидна, поэтому машину Ферстаппена переобули в софт, чтобы он смог улучшить время во второй попытке. Но никто не ожидал, что второй сегмент окажется прерван красными флагами, когда Кевин Магнуссен разобьет машину в Стене Чемпионов.

В итоге это была, пожалуй, самая неожиданная квалификация текущего сезона, когда в финальный сегмент, помимо пилотов двух ведущих команд, прошли два McLaren, два Renault и один Red Bull, но не Ферстаппена, а Гасли. Но, конечно, главной сенсацией стал результат Даниэля Риккардо, показавшего четвертое время в третьем сегменте. Что касается Магнуссена, то, хотя формально он и прошел в третий сегмент, но стартовал с питлейна, так как за ночь ему собирали машину вокруг нового шасси.

Для Haas это была очередная гонка, которую хочется забыть. Грожан также не смог показать высокого результата и финишировать в очках, так что теперь Haas опустился сразу на две строчки в Кубке конструкторов, занимая восьмое место. Что же касается Renault, то для них эта гонка была весьма успешной: Риккардо и Хюлькенберг финишировали шестым и седьмым соответственно, а набранные им очки позволили Renault перепрыгнуть вверх сразу на три строчки вверх, занимая теперь пятое место в Кубке конструкторов всего в двух очках от McLaren.

McLaren в этот раз также остались без очков, и гонка, несмотря на неплохую квалификацию (восьмая-девятая позиции на старте у Норриса и Сайнса), им не удалась. Сначала ранний пит-стоп на пятом круге у Сайнса из-за того, что пленка от визора попала в воздухозаборник охлаждения тормозов (ситуация, похожая на сход Сироткина на Гран-при Австралии-2018 из-за пакета от сэндвича), и вынужденно-неудачная стратегия; а затем и проблемы с задним правым колесом на машине у Ландо Норриса, из-за которых он вынужден сойти.

Но за Норрисом в любом случае интересно следить — он в очередной раз не только сумел переквалифицировать своего партнера по команде, но и навязать красивую борьбу Максу Ферстаппену в начале гонки (правда, они были на разной резине).

Очень незаметная гонка была у Валттери Боттаса. Неудачная квалификация на шестом месте, плохой старт с потерей позиций и в итоге все же четвертый результат, хотя очко за лучший круг в гонке и осталось за финном.

Неудачи преследуют и Alfa Romeo, хотя Антонио Джовинацци в этот раз не только переквалифицировал Кими Райкконена, но и сумел подняться выше его в гонке: 13-й против 15-го. Райкконен также совершил ранний пит-стоп на седьмом круге: и у него пленка от визора попала в задние тормоза.

Не заладилась эта гонка и у Александра Элбона из Toro Rosso. У «Телят» вообще был сложный уикенд, низкие результаты в пятницу, затем они вроде бы нашли правильные настройки и смогли улучшить время, но в итоге обе Toro Rosso не прошли дальше второго сегмента квалификации и показали 12-й (Квят) и 14-й (Элбон) результаты. В самом начале Элбон оказался зажат между Пересом и Строллом, повредил переднее антикрыло, был вынужден заехать в боксы и гонка не заладилась, а на 61-м круге он и вовсе сошел из-за механических проблем. Что касается Даниила Квята, то он провел неплохую гонку и сумел финишировать десятым, правда, во многом из-за проблем у Карлоса Сайнса, который на 68-м круге пропустил вперед и Стролла, и Квята. Несмотря на набранное очко, Квят опустился на одну строчку в личном зачете, пропустив вперед Нико Хюлькенберга.

На родной земле наконец-то сумел финишировать в очках Лэнс Стролл — несмотря на взрыв мотора и замену его на старую конфигурацию. Для молодого канадца это было очень важно.

Ну и под конец хочется сказать про Гасли и Ферстаппена. Гасли был вынужден стартовать на софте, на котором показал лучший круг во втором сегменте квалификации, а вот Ферстаппену выбрали комплект хард, и он сумел продержаться на нем 48 кругов. Гасли был вынужден заехать на пит-стоп на восьмом круге, и это сыграло против него. Ферстаппен в итоге финишировал пятым, а Гасли только восьмым. Но вряд ли только стратегия помешала французу показать хороший результат. Доктор Марко, по слухам, очень недоволен Пьером Гасли и уже продумывает варианты его замены. И хотя переговоры с Хюлькенбергом отрицают все стороны, дыма без огня, как известно, не бывает.

Результаты гонки

Лучший круг: Валттери Боттас (Mercedes) 1:13.078 (69-й круг, 214,833 км/ч).

Следующий Гран-при состоится 21-23 июня во Франции.

Источник: drive2.ru

Рубрики

Свежие записи