19.04.2024

Гран-при Испании F1: хватит говорить про Ferrari!

Чем дальше, тем хуже. Если перед первым Гран-при этого года мы рассуждали о том, смогут ли в заводской команде Renault навязать борьбу трем топовым командам, затем проверяли, что мешает Red Bull бороться на равных с Ferrari и Mercedes, затем выясняли, является ли неверная командная тактика основной причиной поражения Scuderia из гонки в гонку, то после квалификации в Барселоне единственное, о чем уже шла речь, — кто из двух Mercedes первым придет к финишу — № 44 или № 77.

Это плохо. Т. е. для Mercedes это очень хорошо: очередной первый ряд на старте гонки, огромная разница в квалификационном времени между красными и серебряными и совершенно фантастический результат и новый рекорд трассы Валттери Боттаса (1:15.406) в третьем сегменте квалификации, когда его отрыв от партнера по команде составил невероятные 0,6 секунды, а от соперников в виде Ferrari — и вовсе 0,8 секунды. И это при том, что Ferrari торопятся привозить все новые и новые обновления — сначала в Баку, теперь в Испанию — обновления, которые были запланированы на более поздний срок. Но, видимо, у Скудерии уже так подгорает, что невозможно ждать дальше: давление и со стороны руководства бренда, и со стороны медиа, и со стороны болельщиков настолько растет, что они готовы устанавливать сверхплановые новинки, лишь бы дать бой Серебряным стрелам. А теперь вот еще и новая силовая установка, которая должна была поразить противника в самое сердце, но… не поразила, а только, кажется, сделала еще хуже. Да, скорость машины на прямых увеличилась, но, странное дело, снизилась прижимная сила, и теперь то, что они отыгрывают на прямиках, они же теряют в поворотах.

Если разбить весь сезон на три равных части, то получится, что каждый из трех моторов призван проработать не менее семи Гран-при. При этом, обратите внимание, Red Bull меняют силовую установку на новую уже на четвертом Гран-при, чтобы поднять результативность, а Ferrari — к пятому. Однако, по словам Маттиа Бинотто, Scuderia вовсе не собирается получать штрафы, а в планах стоит использовать предыдущий двигатель на трассах, менее требовательных к скоростям.

Вообще перед началом уикенда Бинотто звучал весьма уверенно, рассказывая про модернизацию машины как в области аэродинамики, так и силовой установки, а также про модернизацию моторного масла, которое должно было повысить результативность и эффективность работы двигателя. Но в итоге Ferrari вообще даже не поднялись на подиум… «В этот уикенд мы сделали большой шаг назад», — сказал Себастьян Феттель после финиша гонки.

Что же до Mercedes, то они тоже, конечно, привозят новинки, но пока в меньшем масштабе и не с такой помпой; но, кажется, главный конфликт этого сезона назревает не между ними и Ferrari, а потихоньку зреет внутри команды — ведь недаром уже весь Интернет обошли картинки, где на месте Боттаса Хэмилтону мерещится… Нико Росберг.

Перед Гран-при Испании Льюис при равенстве побед уступал своему напарнику по команде одно очко, которое финн заработал за лучший круг. При этом Хэмилтон в одном из интервью прокомментировал, что не собирается сражаться за лучшее время круга, а видит своей задачей сосредоточиться на самой гонке. После Баку он сожалел о том, что в первом повороте был слишком джентльменом по отношению к Валттери, и обещал устроить ему непростую жизнь в дальнейшем. Особенно двусмысленно это заявление прозвучало на фоне его проигрыша в квалификации Боттасу в 0,6 секунды, но мы забываем, что стресс для Льюиса — самая плодотворная среда. Дважды за гонку в Барселоне он показывал, кто же в команде лидер, и оба раза Боттас не мог ничего с этим поделать. На старте у финна нашлось оправдание в виде проблем со сцеплением, но на рестарте гонки Льюис не просто сохраняет позицию, но и моментально уходит в двухсекундный отрыв — на той же машине и на такой же резине. И при этом оставляет за собой лучший круг, набрав максимально возможные 26 очков.

Так что — лукавство в том, что касается сбора очков за быстрые круги, и теперь Льюиса отделяет от напарника семь очков. Но лукавство — это традиционный способ защититься от соперника или боязнь сглаза? Тото Вольфф уже пятую гонку подряд упорно твердит, что Ferrari быстрее Mercedes. Похоже, что шаманы ему подсказали несколько нужных заклинаний, которые он и бормочет перед стартом каждого Гран-при и которые приносят свои плоды. Пятый дубль подряд! 80-й дубль в истории команды! Вот это поистине неслыханные цифры, с которыми мало кто может посоперничать. И в то же время именно после гонки в Барселоне со своего поста председателя совета директоров концерна Mercedes уйдет Дитер Цетше, а ему на смену придет швед Ола Каллениус. Кстати, Цетше уходит не на пенсию, он должен заменить в 2021 году главу наблюдательного совета концерна Mercedes Манфреда Бишоффа, а до этого в течение двух лет, согласно правилам, будет готовиться к этому переходу.

Может статься, что уход Цетше не самым благоприятным образом скажется на гоночном подразделении Mercedes. Поговаривают, что Тото Вольфф не смог найти общий язык с Каллениусом, и вполне возможно, что с 2020 года тоже покинет пост директора автоспортивного подразделения Mercedes Benz. Какая судьба в этом случае ждет самого Вольффа и его команду, Ола Каллениус может только предполагать, но хочется верить, что разум все же возобладает. Мы знаем, что незаменимых людей нет, но посмотрите, что происходит с Ferrari после смерти Серджио Маркионне…

Проводы Дитера Цетше

Ох уж эти Ferrari.

Макс Ферстаппен задвинул их в Испании даже не на второй — на третий план. Честно воспользовался ситуацией сразу после старта, когда Феттель безуспешно бросился догонять и обгонять Mercedes, красиво разыграл атаку и сразу же на первом круге вышел на третье место, на котором и финишировал, заработав очередной подиум и звание Пилота дня. Да, до Мерседесов ему пока не дотянуться, но угрозой для красных он уже стал.

Мы же пока оставим три топовые команды разбираться между собой, потому что говорить о провальной стратегии Ferrari и детских ошибках Себастьяна Феттеля уже просто нет сил, и перейдем к тому интересному, что действительно происходило в Барселоне. А главная борьба разворачивалась на втором фронте, там, где силы примерно равны, а ставки все еще высоки.

К Барселоне расстановка сил среди команд второго эшелона немного изменилась. Сейчас очень неплохо смотрится команда Haas, показывающая хорошие скорости и неплохие результаты, и при этом так же стабильно демонстрирующая глобальное невезение. В Барселоне они наконец-то смогли финишировать обеими машинами — и обеими же в очках, несмотря на столкновение между пилотами, так что Грожан впервые в этом сезоне смог заработать очко и открыть счет. Вообще, Ромэн Грожан — это отдельная тема для разговора. Наверное, если бы не он, Формула 1 лишилась бы части своих сюрпризов, а так хоть кто-то разбавляет! Трижды за время Гран-при Грожан вылетал за пределы трассы в одном и том же повороте — сначала дважды, сражаясь с Кевином Магнуссеном, затем еще раз в борьбе с Сайнсом, и еще один раз допустил довольно серьезный контакт с сокомандником. «У нас хорошие машины и хорошая команда, — сказал Гюнтер Штайнер после финиша. — Теперь бы еще предотвратить аварии между нашими пилотами…»

Тем не менее Haas пока занимает лишь шестое место в Кубке Конструкторов и проигрывает семь очков «лучшей из худших» команде McLaren. В Испании McLaren сумели финишировать только одной машиной, при этом Карлос Сайнс едва не уступил Даниил Квяту на последнем круге: россиянину явно не хватило еще одного-двух кругов, чтобы реализовать преимущество DRS, но о Квяте чуть позже. Что же касается Ландо Норриса, то и он явно бы оказался в очках, если бы не контакт с Лэнсом Строллом, который признали гоночным инцидентом, и сход на 44-м круге гонки. Но именно авария Норриса и дальнейшее появление машины безопасности помогли Карлосу Сайнсу показать хороший результат — за что он и поблагодарил своего сокомандника в Твиттере. При этом в квалификации оба Макларена показали себя не слишком блестяще, стартовав с 11-го и 13-го места на гриде. Посмотрим, как будет развиваться новейшая история McLaren: ведь с этого этапа к команде в качестве руководителя присоединился не кто иной, как Андреас Зайдль, человек, возглавлявший Porsche в гонках на выносливость, — и это очень хорошее приобретение для Mclaren. И еще про McLaren — именно их механики в этот раз завоевали награду за самый быстрый пит-стоп, обслужив машину Карлоса Сайнса всего за 2,07 секунды!

Даниил Квят. Даня провел уикенд в Барселоне безупречно. Барселона — это как раз тот случай, когда не просто хочется похвалить, но и есть за что. Три хорошие практики, где его результат колебался в пределах 9-11 места, отличная субботняя квалификация, где Даниил уже во второй раз подряд прошел в третий сегмент и переквалифицировал своего партнера по команде, и очень уверенная, качественная гонка, где он вновь завоевал два очка, а мог бы и больше, если бы не «запоротый» командой пит-стоп.

При этом нужно отметить, что в гонке на малообгонной в целом трассе Даниил совершил два важных для себя и команды обгона автомобилей Haas, которые очень хорошо чувствуют себя на фоне большинства игроков, а это значит, что не только Toro Rosso наращивает обороты, но и сам Квят вполне освоился и уверенно чувствует себя в машине и на трассе.

К сожалению, вышедший после аварии Стролла и Норриса автомобиль безопасности кому-то помог, а кому-то, наоборот, смешал все карты. Toro Rosso решили провести двойной пит-стоп и не справились: возникли проблемы с радиосвязью и, как следствие, путаница. Похоже, ждали сначала Элбона, потом Квята, а заехали пилоты в другом порядке, пришлось бегом менять комплекты шин — в общем, будучи восьмым, на трассу Даниил вернулся девятым, и на рестарте проиграл еще одно место Карлосу Сайнсу. Затем Квят понемногу компенсировал отставание, а впереди как раз сражались Грожан и Сайнс, которые никак не могли поделить трассу и в пылу сражения не просто «убивали» резину, но и допустили контакт. На 61-м круге Даниил проходит Грожана и устремляется вперед. Темп у него оказывается настолько хорош, что три секунды разницы с Сайнсом на 61-м круге он доводит до 0,8 секунды к предпоследнему кругу, оказывается в зоне DRS, но так и не успевает начать непосредственную атаку. В любом случае Квят показал очень грамотную гонку, хороший темп и чистую борьбу. Маленькая Пенелопа, когда родится, может гордиться своим папой.

Александер Элбон чуть-чуть не дотянул до очковой зоны. Ему не хватило тех же двух-трех кругов, что и Квяту, чтобы совершить обгон за Топ-10. А возможно, немного не хватило и опыта — ведь Грожан был так близко, рукой подать. Так или иначе, Toro Rosso очень неплохо завершили Гран-при Испании, хотя на данный момент и занимают лишь девятое место в Кубке Конструкторов. Но если дело так пойдет и дальше, у них появляются перспективы.

Пожалуй, на Toro Rosso и заканчивается на сегодняшний день перечисление команд, у которых дела обстоят как минимум неплохо: Mercedes, Red Bull, Mclaren, Haas и Toro Rosso. Что же до остальных, то там все немного критичнее.

Racing Point. Несмотря на недавнее счастливое заявление руководителя команды Отмара Сафнауэра о наличии бюджета, который они смогут тратить на обновления для машины, к пятому этапу темп у команды явно стал отставать от остальных. Возможно, что-то с обновлениями пошло не так. Ну а очередная авария Лэнса Стролла заставила вновь вспомнить об актуальном пару лет тому назад хэштеге #strollinthewall. И хотя сейчас Racing Point все еще держатся на пятом месте в Кубке Конструкторов, 15-е место Серхио Переса и сход Стролла не способствуют их успеху.

Еще более неудачной стала гонка для команды Renault. Вторую гонку подряд им не удается набрать ни одного очка. Уикенд не заладился с самого начала. Даниэль Риккардо получил + три позиции на стартовом поле за столкновение с Даниилом Квятом в Баку — и его десятое время в квалификации превратилось в 13-ю позицию на гриде, а история с Нико Хюлькенбергом вообще оказалась какой-то… глупой. Поврежденное во время квалификации переднее крыло команда поменяла ему, не просто нарушив правило закрытого парка, но и не предупредив об этом организаторов — за что и получила в наказание старт с питлейна. В итоге оба пилота финишировали 12-м и 13-м соответственно, не набрали очков, а команда опустилась на восьмую строчку КК…

Про Alfa Romeo даже говорить не хочется. На этом этапе команда существенно регрессировала по сравнению с остальным пелотоном. Антонио Джовинации явно не является фаворитом — он так и не распечатал пока свой счет в этом сезоне. Но Кими Райкконен… Все четыре предыдущих этапа Кими на удивление приезжал в очках, финишируя в пределах десятки. Но на этапе в Барселоне финн — увы — выглядел не слишком внушительно: 14-е место — это все, что он смог предложить своей команде. Фредерик Вассер после гонки сказал: «Это был ужасный уикенд, где мы вообще никак не могли раскрыть свой потенциал. В ближайшие два дня тестов нам необходимо достичь нужной эффективности и хотя бы вернуться на те позиции, где мы находились до сих пор».

На десерт, как всегда, Williams. После Баку Роберт Кубица получил новое шасси и новые надежды на то, что сможет, наконец, показывать более высокие результаты. Но надеждам было не суждено сбыться. Последнее место и круг отставания от лидера — всего лишь круг — благодаря появлению автомобиля безопасности. Видимо, все же дело не в шасси. Показательным стал результат Роберта в квалификации. Если Рассел на полученных обновлениях смог довольно близко подобраться к хвосту остального пелотона и лишь на 0,4 секунды отстать от времени Антонио Джовинацци в первом сегменте квалификации, то Кубица проиграл более секунды (почти 1,2 секунды) собственному партнеру по команде, а в гонке разница между двумя пилотами была еще более существенной. Судя по всему, красивой истории о возвращении не суждено будет получить столь же красивое продолжение, а у Роберта Кубицы есть все шансы покинуть команду до завершения сезона. Только вот принесет ли Николас Латифи, резервный пилот Williams, пользы больше, чем Кубица? Скоро узнаем?

Теперь — о шинах, о которых мы последнее время говорим даже больше, чем о самих гонках. Очень интересно сложилась в этот уик-энд судьба шинной стратегии. Pirelli привезли в Испанию три самых твердых состава из пяти, предложив командам настоящую головоломку по стратегии и свои варианты с одним и двумя пит-стопами: софт-хард, медиум-хард или софт-софт-медиум. Полностью рекомендациям Pirelli последовал только один гонщик — Макс Ферстаппен, выбрав вариант с двумя пит-стопами. Леклер, Риккардо и Джовинацци на первом пит-стопе переобулись в хард, но затем полную сумятицу в стратегии внесло появление на трассе автомобиля безопасности. Практически все пилоты решили воспользоваться возможностью переобуться, даже в тех случаях, когда это было, как казалось, не нужно. Здесь речь идет об очередном необоснованном пит-стопе Шарля Леклера, которого после 20 кругов на свежем харде зачем-то переобули в медиум, и иначе как очередной рокировкой это объяснить сложно. Правда, сам Шарль объясняет это невозможностью заставить работать хард, но такое объяснение кажется не слишком убедительным. Зато сейфити-кар здорово помог Льюису Хэмилтону, медиум на задних колесах которого за 20 кругов сильно износился и требовал замены. Вероятно, если бы автомобиль безопасности не вышел, Льюису все равно пришлось бы заезжать в боксы, и неизвестно еще, как бы это для него закончилось. Вообще именно автомобиль безопасности внес тот элемент интриги в гонку, которого всем давно не хватало.

И еще немного о грустном. Прошедший Гран-при Испании стал 49-м в истории Формулы 1 — но увидим ли мы в следующем году юбилейный, 50-й, пока неизвестно. Дело в том, что контракт Барселоны с владельцами серии истекает уже к следующему году, и в паддоке все сильнее ходят слухи о том, что Барселону могут заменить Зандвоортом, а предсезонные тесты перенести в более теплые страны. Конечно, это было бы весьма грустно — представить себе календарь Формулы 1 без Барселоны уже как-то и невозможно. Зандвоорт — весьма интересная трасса, со своей огромной историей, но это тот случай, когда хотелось бы не «вместо», а в дополнение.

В календаре сезона 2020 сохранится количество Гран-при, и уже точно добавится гонка во Вьетнаме, а теперь и вопрос с Зандвоортом вроде тоже как решен — кого же исключат из этого календаря? Будет обидно, если в жертву принесут немецкий Гран-при или Мексику. Про Бразилию уже почти точно решили, что перенесут этап с Интерлагоса в Рио, где спешно строят новый стадион на полученные вложения. Кое-какая информация появится уже в первой половине этой недели, но все подробности станут окончательно известны уже только публикации календаря.

Ближайший Гран-при Формулы 1 состоится 26 мая в Монако и отметит 90-летие со дня самой первой гонки по улицам столицы княжества. А предваряют это событие двухдневные тесты в Барселоне, на которых команды должны будут опробовать свои очередные новинки.

Результаты гонки

Лучший круг: Льюис Хэмилтон (Mercedes) 1:18.492 (54 круг, 213.499 км/ч)

Источник: drive2.ru

Рубрики

Свежие записи